«Мы хорошо знаем рынок и продолжим работу на Востоке и в Центре Украины»


НефтеРынок №12 (941) от 28 марта 2016 г.

«Параллель» хорошо известна как в Украине, так и за ее пределами. В истории компании были не только взлеты, но и моменты, о которых лучше не вспоминать. Война в Донбассе катком проехалась по лидеру среди розничных операторов, забрав половину сети. Компания выстояла. Офис в Запорожье, куда компания вынуждено перебралась, гудит как улей: цены, идеи, совещания. В приемной у гендиректора компании Елены Хилиенко народу как у министра: летучки, текущие и будущие партнеры, люди по записи и «срочно». НефтеРынок втиснулся в рабочий график топ-менеджера, чтобы узнать, с какими наработками компания готовится покорять новые территории.

- Елена Владимировна, «Параллель» вынуждено переехала в новый регион, укрепилась как в мелком опте, так и в рознице. Запорожскую и Днепропетровскую области сложно назвать спокойным регионом в плане качества топлива. Как себя чувствует сеть с высокими стандартами в регионе с большим количеством фальсификата на рынке?

— Ухудшение экономической ситуации в стране отражается и на объемах потребления топлива, и на выборе клиента. И автомобилисты, и предприятия покупают все меньше нефтепродуктов, а также, к сожалению, стремятся экономить и на качестве. Конечно, на фоне снижения покупательской способности конкурировать с некачественными сетями становится все сложнее. Однако мы не отступаем от своих высоких требований к топливу и продолжаем продавать в своей сети АЗС топливо стандарта евро 5. Даже в областном центре, не говоря уже о периферии, очень сложно убедить покупателя, что на АЗС «Параллель» реализуется топливо литовского производства (по итогам 2015 года концерн АО «Орлен Летува» - был основным поставщиком топлива для сети АЗС «Параллель» и составлял 60% от общей структуры закупок для розничной сети - НР).

Наше позиционирование в нынешних условиях работы, а именно с учетом потери ряда первоклассных заправочных комплексов в городах-миллионниках, сегодня скорее выражается в сохранении высоких требований к качеству топлива и в качестве сервиса на АЗС. При этом мы тестируем новые форматы, которые могут стать успешной бизнес-моделью для нашего розничного направления. Так, прошлым летом начал работу автозаправочный комплекс в Васильевке (Запорожская обл., трассовый объект на пути к Азовскому морю), который был выполнен в новом дизайне, а также получил новое наполнение. Присматриваемся к трендам в топливном ритейле, чтобы найти свой уникальный путь в новой реальности. Понимаем, что помимо давления со стороны недобросовестных поставщиков, в ближайшие несколько лет конкуренция, скорее всего, будет усиливаться за счет развития в Украине таких форматов, как продажа топлива на парковках гипермаркетов, развитие мелких «франчайзинговых» сетей, рост количества электромобилей.

- В новом регионе вы в основном арендуете станции. Купить нечего или компания еще не готова покупать?

Скорее, мы видим завышенные ожидания у местных игроков. Если посмотреть на другие рынки, то там падение цен на активы происходит более динамично. Кроме того, регион по-прежнему находится в зоне риска, в связи с происходящими на Донбассе событиями. Мы заинтересованы в привлечении дополнительных инвестиций, которые могли бы стимулировать рост компании. Мы проводили переговоры с западными инвесторами, которые готовы вкладывать в развитие сети автозаправочных станций в Украине. Но их условие – работа не дальше, чем 500 км от западной границы Украины. Находясь и ведя свою деятельность здесь, на Востоке, мы понимаем, что наши видение ситуации и оценка рисков на данный момент отличаются от проекции западных инвестиционных компаний.

Сейчас наш сбыт в рознице вырос за счет начала поставок нефтепродуктов на ряд АЗС в Запорожской области: мы приобрели 2 АЗС и еще 6 взяли в аренду. Также в 2015 году мы начали поставку своего топлива на АЗС в Славянске в сети партнера - «Донбасснефтепродукт». Что касается нетопливного направления работы, здесь тоже есть чем похвастаться: продажи фаст-фуда выросли на 70%, а продажи кофейных напитков – на 40%, относительно 2014 года.

Мы продолжаем программу расширения поставок качественного топлива на АЗС за счет приобретения и аренды объектов. В приоритете для развития розницы – стабильные, экономически сильные украинские регионы - Харьковская, Днепропетровская, Херсонская, Запорожская и Полтавская области.

- Мы видим активные поставки «Параллели» по импорту, что характеризует рост оптовых продаж. С чем связано увеличение и как вы планируете развивать собственную инфраструктуру?

Да, действительно, в 2015 году мы больше всего преуспели в развитии оптового направления: компания увеличила продажу нефтепродуктов в оптовом сегменте на 76% по сравнению с 2014 годом. Рекордный рост показал крупный опт – ж/д цистернами мы продали в 2,5 раза больше, чем в 2014 году. Такая картина обусловлена прежде всего тем, что мы консолидировали закупки и значительно нарастили объемы продаж нефтепродуктов на ряд предприятий Группы СКМ. Также мы довольно успешно торговали на открытом рынке. В 2016 году мы планируем увеличить наши продажи крупным оптом на 21% и мелким оптом на 74%. Операционные успехи компании позволили нам получить неплохую финансовую картину за год: положительную EBITDA и чистую прибыль. Помимо светлых нефтепродуктов мы намерены продавать темные, масла и смазочные материалы.

Уже понятно, что 2016 год будет трудным. При этом мы оправились от потерь и почувствовали твердую землю под ногами. Мы хорошо знаем рынок, имеем все необходимые ресурсы для работы. Верю, что наш уникальный опыт закалил нашу команду и сделал ее еще сильнее.

Мы потеряли опорные базы хранения, и сейчас размещаемся на терминалах партнеров. Сегодня мы используем две нефтебазы – одна расположена в Днепропетровске, вторая – в Славянске Донецкой области. Мы – одни из немногих, кто продолжает работать в приграничных к конфликту, подконтрольных Украине регионах, понимая, что работа на этой территории сопряжена с определенными рисками, но мы прекрасно знаем, как этими рисками управлять! Поэтому бизнес на востоке Украины продолжает быть интересным и привлекательным с точки зрения прибыльности. Мы прекрасно знаем этот регион, понимаем, что он нужен Украине. Мы дорожим людьми, которые тут живут, и мы умеем тут эффективно работать. Это трудно, и это мало кто умеет, а значит – это хороший шанс для нашей компании.

Как я уже сказала, «Параллель» использует также хранилище в Днепропетровске – это уже задел для будущих побед. Уверена, мы также усилим продажи с нефтебазы в Славянске (Донецкая обл.). Сейчас у нас 23 единицы автотранспорта: 18 бензовозов и 5 газовозов.

- А что с развитием сегмента LPG?

Это растущий рынок. В регионах нашего присутствия мы чувствуем его огромный потенциал. Поэтому, безусловно, это нам интересно. И в планах, при возможности – защитить перед акционерами проект приобретения собственной ГНС и развития направления продажи голубого топлива в регионах нашей работы. Сейчас мы используем 2 ГНС – в Славянске и Мелитополе.

На сегодняшний день на 50 % АЗС компании установлены островки заправки сжиженным газом. В планах на 2016 год – открыть еще 8 АГЗП, а в краткосрочной перспективе мы планируем установить оборудование для заправки пропан-бутаном еще на 6 АЗС.

На вновь строящихся объектах на стадии проектирования мы обязательно включаем размещение газового оборудования.

- Планирует ли компания установку электрозаправок на АЗС?

Это интересное направление и мы его держим в фокусе нашего внимания. Но пока в нашем регионе нет такой динамики, которая бы делала данное направление инвестиционно привлекательным прямо сейчас. Оно точно будет интересным в будущем, и в своей стратегии развития мы это учитываем.

- «Укргаздобыча» анонсирует выпуск бензинов стандарта Евро-4. Возможен пуск Лисичанского НПЗ. Вернется ли компания к украинскому топливу?

Если заявленное качество – Евро-4 и Евро-5 – будет подтверждаться лабораторными исследованиями, конечно, нам будет интересно покупать эти нефтепродукты. Бензин производства Шебелинского НПЗ наверняка будет интересен для сбыта в опте. Нужен соответствующий отклик покупателя, чтобы его запускать в розничную сеть. Думаю, такой отклик будет, учитывая, что в Украине сейчас не настолько востребовано топливо Евро-5, как прогнозировали ранее. У нас еще очень много автомобилей, которые удовлетворит моторное топливо с показателями до Евро-4.

- Интересует Ваше мнение по принятым и вступившим в силу изменениям в Налоговый кодекс по вопросу учета нефтепродуктов (акцизные накладные и перевод с тонн в литры). Трейдеры настороженно приняли инициативу, с чем столкнулась «Параллель»?

Порядок электронного администрирования топлива КМУ утвердил. При этом, на сайте ГФС размещен неутвержденный проект приказа МинФина о порядке заполнения акцизных накладных, расчета-корректировки акцизных накладных и заявки на пополнения остатка топлива. Несмотря на это, мы учли требования данного проекта в своей работе: дорабатываем программу для подачи отчетов в электронном виде, провели инвентаризацию по установленному образцу, настраиваем необходимые процессы. Сейчас разрабатываем изменения в программы учета. Могут возникнуть проблемы, если все-таки будет утвержден приказ Минфина в отличном от проекта варианте.

- Недавно Вы анонсировали интерес к танкерным поставкам топлива. Раскройте подробности проекта: с кем велись переговоры, топливо каких стран и НПЗ планируется поставлять?

Мы намерены расширять пул производителей качественного топлива, в который могут войти производители из Греции, Румынии, Болгарии. В целях диверсификации существующих каналов поставок, мы готовы рассматривать различных производителей из европейских стран, в том числе нам интересны прямые поставки танкерными нормами. Главное требование ко всем производителям – это высокие стандарты качества и оптимальная цена.

Мы рассматриваем также и поставки по реке, рентабельность которых сейчас зависит от тарифов на ж/д перевозки. Если «Укрзализныця» или «Беларуская Чыгунка» поднимут тарифы, уверена, что на Днепре вскоре появятся баржи с топливом.

- О вкусном: хотим блиц-отчет о результатах Вашей работы на посту гендиректора компании: какое количество литров топлива и чашек кофе и хот-догов было продано с 2011 года?

Уверена, рынок оценит статистику (смеется). За 2011 – 2015 гг. мы продали 1,42 млн. тонн светлых нефтепродуктов. За тот же период продано 9 миллионов чашек кофе, 1,6 млн. хот-догов.

  • Главная страница
  • Карта сайта
  • Обратная связь