Дисконт шагает по стране


"Нефтерынок" 23 февраля 2009 г.

Скидки выходного дня покоряют новые регионы

Волна скидок на топливо, начавшаяся с Харьковской области, продолжает движение по Украине. К Луганску и Донецку, опробовавшим гривенное снижение 20-23 февраля, к концу месяца примкнули Запорожье и Черновцы. Причины происходящего ясны не полностью, так же как и эффект от этого приема «Привата». Операторы, принявшие вызов, отмечают ситуативное повышение прокачек, противоположные процессы наблюдают сети, сохраняющие ценовое спокойствие. Вероятно, что затеянное может в итоге оказаться репетицией резкого снижения цен: в алгоритме расчета ценового коридора ЭАГ грядут перемены, в результате которых популярный нынче коридор может «просесть» и сузиться.

Операторы рынка не исключают, что мощными скидками «Укрнафта» пытается нарастить розничные продажи Настоящии праздник, устроенный в Луганске и Донецке к 23 февраля — 1 грн скидки на АЗС, -продлился недолго. Пониженные цены, как и неделей ранее в Харькове, простояли только выходные и уже в понедельник вернулись на прежний уровень.

Однако топливные «гуляния» продолжились в других областях. На этот раз цены перекатились на Запорожскую область и выстрелили в Черновицкой. Симптомы те же: сначала вниз идут разношерстные АЗС «Привата», за ним — другие операторы, мелкие сети и одиночные АЗС в недоумении остаются в стороне в качестве наблюдателей.

Высокооктановый удар

О причинах происходящего в крупных компаниях говорят без энтузиазма. Например, в «Параллели» объяснили снижение цен в Харькове, а потом в Донецке и Запорожье проведением акции: сначала День влюбленных, потом 23 февраля, а 27 февраля — 1 марта — «Бензиновая Масленица». О 8 Марта в компании пока не говорят.

Источник НефшеРынка в крупной западноукраинской компании, в свою очередь, также говорит, что не ведает о реальных причинах устроенного «Приватом» демпинга (в личности инициатора никто не сомневается). «Телефон разрывается, постоянно звонят из Черновцов, говорят, цены упали на гривну, — говорит представитель компании. — Знаем, что это не надолго, но не реагировать нельзя, сегодня опасно разбрасываться прокачками».

Но и список версий причин происходящего невелик. На анонимных началах большинство опрошенных операторов рынка говорят, что мишень затеянной акции — мелкие региональные операторы. Как писал НефтеРынок, «малыши» иногда позволяют себе пожертвовать маржей ради увеличения прокачек, что приводит крупных соседей в бешенство.

Гривенный же барьер под силу взять далеко не каждой «мелочи». Если на 76-м бензине и дизтопливе проблем возникнуть не должно, то А-92 и А-95 при снижении на 1 грн/л у большинства вылетят за цену мелкого опта. «При всем желании сегодняшние цены на заводах не позволяют нам снизить цену на одну гривну по высокооктановым бензинам», — отмечает представитель небольшой луганской сети.

Тяжеловесов в их стремлении можно понять, ведь не секрет, что жировая прослойка некоторых мелких операторов может утолщаться благодаря низкому качеству продукта, его нелегальной поставки или, так называемого, «блендинга». Любой уважающий себя оператор приграничного региона прекрасно знает объемы потока контрабандного продукта, а один только взгляд в данные по перевозкам нефтепродуктов бросает в ужас… Чьи только терминалы не встретишь в получателях октаноповышающего алкилата или банальной «стабилы» и «печнухи»…

Сомнительный эффект

Другой возможный аспект, упоминаемый ритейлерами (снова таки на анонимных началах) — желание новых управленцев «Альфа-Нафты» восстановить серьезно пошатнувшиеся объемы продаж, а заодно и приподнять «Укрнафту» в особенно проблемных регионах.

Наши источники из разных регионов сообщают, что продажи на АЫР провалились до минимума. Знакомый львовский трейдер клянется, что на одной из АЗС «Альфы» на киевской трассе видел журнал продаж, где черным по белому записаны суточные «проливы» в объеме 0,8-1,0 м3. «Операторы АЗС говорят, такие показатели у них и „Укрнафты по всей трассе“, — не может поверить наш собеседник.

Не подтверждают действенности ценового демпинга и другие сети. По словам участников событий, если и наблюдалось повышение продаж, то чисто импульсивного характера. „Лишь на второй день работы по пониженным ценам произошел осязаемый рост числа клиентов“, — делится харьковским опытом сотрудник местной АЗС „ОККО“.

Мелкие компании констатируют противоположные процессы той же эффективности. „Наша компания не будет снижать цены вслед за крупными операторами. Как показывает опыт других областей, цены через пару дней вернутся на свой прежний уровень, — сказал НефтеРынку 27 февраля директор небольшой запорожской сети, пожелавший остаться инкогнито. — Вряд ли такой двухдневной акцией можно будет чего-то добиться, небольшой отток машин можно было зафиксировать лишь во второй половине дня — поэтому причины снижения цен нам не совсем понятны“. Легко перенесли ценовой стресс в Луганске.» На следующий день по области прошел большой снегопад, и машин на дорогах практически не было«, — сообщил Вадим Хромяк, заместитель директора компании «Вигос» (четыре АЗС в Луганской области).

И все же, несмотря на сомнительную пользу праздничного демпинга, операторы прогнозируют, что региональные скидки выходного дня продолжатся. В марте украинский праздничный календарь помимо красного 8-го числа, показывает 9 профессиональных и несколько религиозных праздников. Так, что поводов хватит.

  • Главная страница
  • Карта сайта
  • Обратная связь