Народный контроль «AutoVisio» в Донецке. В поисках качественного топлива.


http://autovisio.com.ua

Ранее мы уже писали о результатах проверок топлива на АЗС Киева, Днепропетровска, Запорожья и Харькова. Результаты были неутешительные: если на АЗС крупных сетей для того, чтобы нарваться на топливо низкого качества нужно еще постараться, то на заправках мелких сетей и АЗС-одиночках некачественное топливо встречается чуть ли не в каждом втором случае. Естественно, такие результаты не могли не вызвать активного недовольства пользователей. Теперь мы добрались и до АЗС Донецка. Проверили около ста АЗС и взяли более 120 проб. Пристальное внимание уделялось самым ходовым маркам бензина «А-95» и «А-95 повышенного качества». Последний есть ни что иное как «премиум», «евро», «супер» и тому подобное. Также к нему относится любой фирменный бензин — как то «Pulls», «V-Power», «Экто», «Mustang» и т.д. Проверка проводилась в сертифицированной лаборатории.

О ГОСТах

До конца нынешнего года в Украине действуют параллельно два бензиновых ГОСТа — 2001 и 2007 годов «выпуска». Отличаются они тем, что в новом стандарте допускается количество бензола в несколько раз меньше чем в старом: не более 1% от объема топлива против 5% от массы топлива. Наличие ароматических углеводородов по старым стандартам в бензине отечественного производства должно быть не более 53% от массы топлива, тогда как по новым — не более 35% от объема. Более подробно об отличиях между ГОСТами можно узнать в статье «Стандартная разница».

Показатели, на которые проверяли, и их свойства

Октановое число — cвоеобразный маркер, означающий стойкость топлива к детонации. Чем меньше бензин склонен к детонации, тем лучше работа двигателя, его отдача.

Бензол — повышенное содержание бензола в топливе снижает срок годности катализатора и некоторых частей двигателя. Токсичен.

Ароматические углеводороды — разрушают резиновые и пластмассовые детали, увеличивают нагарообразование. Вызывают мутагенные действия у всего живого.

Плотность — несоответствие параметрам приводит к падению мощности двигателя, увеличивает дымность отработанных газов, расхода топлива

Кого проверяли

Проверке подверглись абсолютно все имеющиеся в Донецке АЗС. Если кого и пропустили, то случайно. Следует заметить, что в Донецке редко можно встретить крупные всеукраинские сети. Например, «Окко» и «WOG» мы вообще не нашли. Заправок компании «Shell» всего три, «ТНК» — четыре. Компания «Лукойл» представлена шире — 6 АЗС. Больше всего мы насчитали заправок «Параллель», «Гефест», «Formula» и «ASI Group». У первой и второй компании их по 11, а остальных по 8. Зато много в Донецке АЗС одиночек — около 40. Кстати, четверть из них продает бензин не соответствующий даже стандартам 2001 г. 

Результаты

Все крупные, как для Донецка, сети «держат» действующие стандарты — для отечественного топлива это ГОСТ 2001 года, для импортного — ГОСТ 2007 г. На АЗС «Formula» октановое число на 0,5-1 единицу выше нормы, что, конечно же, хорошо. Показатели бензола пляшут в пределах 2,3-3%, при требованиях старого ГОСТа не выше 5%, а нового — не выше 1%. Получилась золотая середина. А вот ароматические углеводороды в норме даже для нового, более требовательного ГОСТа — в среднем около 35%. При том, что требования старого ГОСТа допускают наличие этого убийственного для резиновых и пластиковых изделий топливной системы вещества до 53%. В целом, как для отечественного товарного бензина, на АЗС этой компании качество достойное.

АЗС «Параллель». Самый крупный игрок Донецкого топливного рынка. Бензин на этих заправках по качеству схож с тем, что отпускают на АЗС «Formula»: октановое число выше нормы, а показатели бензола и «ароматики» идентичны.

На заправках «ASI Group» из «пятых» представлен только импортный бензин, который мы проверили на соответствие новым стандартам. Все АЗС показали практически одинаковый результат: бензола было в пределах 0,5-0,6%, а ароматических углеводородов оказалось в диапазоне 23,4-25,1%, что в общем, достаточно приличный результат. Заправляясь таким топливом можно не переживать за состояние топливной системы автомобиля.

На заправках «Лукойл» проверяли в основном обычный А-95. Как и положено крупному оператору, топливо хорошего качества. Вот только в рамках старого ГОСТа. Нормы бензола на всех АЗС этого бренда в пределах 3%, а «ароматики» — в пределах 37%. Октановое число колебалось в диапазоне 85,5-86 единиц.

Вредители

Как показало «вскрытие», приезжему автомобилисту в Донецке нужно быть аккуратным при выборе заправки для своего «коня». Чтоб уберечь авто от некачественного топлива АЗС-одиночки лучше объезжать. Посудите сами — из сорока АЗС мелких брендов (обычно у фирмы одна АЗС, редко встречается четыре), 13 заправок торгуют некачественным топливом, которое не соответствует даже древним стандартам 2001 г. 

Самыми жуткими в этом деле оказались сетевики (четыре АЗС) компании «АЛДИС». Адреса этих АЗС можно найти в нашей таблице ниже, где представлены все АЗС Донецка, торгующие отвратительного качества бензином. На заправках «АЛДИС» в обычном А-95 количество бензола при норме 5% доходит до 42%!!! Заправляясь таким топливом очень вероятны проблемы с катализатором. Мало того, зашкаливает и «ароматика» — ее содержание доходило до 67% при норме 53%. Повышенное содержание ароматических углеводородов приводит к разрушению резиновых и пластмассовых частей топливной системы.

Заправка «АЛДИС»

Еще в Донецке есть АЗС с заманчивым названием «Фатима». Она предлагает обычный А-95 самого паршивого качества в городе. Этот бензин «просел» по всем параметрам. Так, согласно данным лаборатории октановое число составляет 84 единицы при норме 85. Плотность — 783 при норме 720-775 кг/м3. Показатели бензола превышают нормы в 8 раз, что составляет 39%, а ароматических углеводородов 57,8% при требованиях старого ГОСТа 53%. Запомните название этой АЗС. Здесь убивают моторы.

АЗС «Фатима»

Еще убить двигатель можно на АЗС-одиночке «Никос». В их обычном «пятом» октановое число составляло 84,5 единицы, плотность 778 кг/м3, а бензола и «ароматики» — 27,8% и 54,4% соответственно.

АЗС «Никос»

Еще мы нашли и откровенно странные АЗС. На них продавался «премиум»* по качеству один в один совпадающих с обычным «пятым», продающимся на той же заправке, а то и вовсе хуже. Так, на АЗС-одиночке «Auto Stop» из колонок с бензинами А-95 и А-95 «премиум» продавалось одно и то же топливо. И если к обычному «пятому» вопросов нет — он попадает под ГОСТы 2001 г. — то, соответственно, идентичный ему «премиум» под свои ГОСТы 2007 г. не попадает.

Еще на одной одинокой АЗС под названием «Люкс-Ойл», «премиум» оказался отвратительного качества. Мало того — результаты лаборатории показали, что качество этого топлива оказалось ниже, чем у обычного 95-го, продававшегося на этой АЗС! Конечно, угробить двигатель, заправившись таким бензином, сразу не получится, но вот переплатить за красивое название удастся. И одну, и вторую АЗС можно найти в таблице ниже.

В Донецке ситуация плачевная

Около 13,3% АЗС Донецка торгуют некачественным топливом. Еще раз заметим, что это топливо некачественное по отношению к старому ГОСТу, который был принят почти десятилетие назад. Пока из всех проверенных нами городов Донецк находится на предпоследнем месте по процентному соотношению количества «черных» АЗС к нормальным. Напомним, в Харькове мы выявили 17% подобных заправок, в Запорожье 13%, в Киеве 3,5%, а в Днепропетровске 0%.

Радует, что в Донецке, в отличие от Харькова, «бадяжат» только АЗС-одиночки, а сети держат топливо на приемлемом уровне.

http://http://autovisio.com.ua/statyi_toplivo_view/0-2-51
  • Главная страница
  • Карта сайта
  • Обратная связь