Тайны донецкого дна


oilnews.com.ua Дата: 29.06.2010 г.

В машине раздался хлопок и по салону пополз ядовитый смрад. «Тормози, „Фатима“ взорвалась!» — крикнул человек, сидящий сзади за водителем, зажимая полиэтиленовый пакет, тем самыми пытаясь перекрыть путь распространению зловония…

Загадка для профессионала

«Никогда такого не видел, чтобы для избыточного давления паров бензина было достаточно высокой температуры в салоне автомобиля», — бормочет Эдуард Гольченко, промывая злополучную колбу, в которой ехал образец бензина А-95 родом с донецкой АЗС «Фатима». Гольченко, за плечами которого 32 года работы в области контроля качества моторных топлив, — главный специалист по качеству недавно созданного Комитета защиты потребителей нефтепродуктов, который начал свою работу с исследования нефтепродуктов в столице Донбасса.

«Судя по ароматике и сере, скорее всего, это на 70% КМТА и 30% прямогонки», — размышляет вслух президент Комитета Андрей Пасишник, рассматривая таблицу с результатами проверок 20 донецких АЗС, среди которых «Фатима» — настоящий рекордсмен. В «пятом», отобранном на этой станции, доля серы выше украинских нормативов почти в 40 раз, или в 400 раз больше, чем в евробензине. В пользу своей версии Пасишник также указывает на октан 81,3, серьезно не дотянувший до 85 по ГОСТу. «Пожалуй, еще добавлен бензол», — в целом соглашается Гольченко, подчеркивая, что за свою практику такого «качества» еще не видал. «Раньше бензин был дешевым, да и было его валом, не было смысла бодяжить», — сокрушается специалист.

Компанию «Фатиме» в ходе исследования донецкого бензина составили АЗС «Алдис», «Азовойл», «Аурокс» и «Никос». В этих образцах бензол, ароматика и сера зашкалили через край. Характерно, отмечают специалисты Комитета, что целью неизвестных горе-технологов было повышение октанового числа, но, несмотря на столь обильные вливания октаноповышающих компонентов, достичь им этого так и не удалось. «Судя по всему, бодяжат прямо на АЗС, на глаз… На нефтебазе смесь была бы более качественной», — рассуждает А. Пасишник, который последние два года работал руководителем департамента контроля качества нефтепродуктов в сети «УТН-Восток», недавно приобретенной ТНК-ВР. Домывая стеклянный сосуд, Гольченко говорит, что одного бака такого бензина хватит любой иномарке, чтобы надолго стать на прикол.

Продам бодягу, дорого…

В целом по итогам донецкого рейда, проведенного донецкой ячейкой Комитета под руководством Гольченко в конце мая, 37,5% (6 из 16 проб «обычного» А-95) образцов показали грубые превышения по ключевым параметрам. Наряду с кричащими вышеупомянутыми случаями были и более мягкие варианты — такие, как на АЗС «Протех»: здесь «вылез» избыточный бензол на фоне отличных параметров по сере и общей ароматике. Похоже, от рождения это был белорусский А-92, в который «для октана» добавили бензола, полагают в Комитете.

Десять образцов с переменным успехом уложились в нормативы. Отклонения главным образом были отмечены по октану, который в ряде случаев оказался существенно ниже положенных 85 по моторному методу, хотя и в рамках допускаемой погрешности (+/-1). В частности октан 84,2 показал А-95 на макеевской «Драйв Петрол» и, как ни странно, отобранный на донецкой «Шелл».

«Производители, а у нас это в основном Лисичанск и Кременчуг, выпускают бензин, что называется, впритык — с максимально допустимыми параметрами и поэтому по прибытии на место зачастую «проваливаются», — объясняет один из известных донецких мелкооптовиков. По его словам, большинство операторов региона вопросами качества сильно не заморачиваются, ориентируясь в основном на личность продавца. «Зачем мне делать анализы, если я привез с завода на свою нефтебазу и потом своим бензовозом отвез товар на свою АЗС?» — задает риторический вопрос один их донецких операторов, которые традиционно не отличаются особой разговорчивостью.

Соответствие нормам по «пятому» показали самые разные АЗС, включая станцию «Фактор», расположенную на каком-то складе за Волновахой, и которую пришлось изрядно поискать. Хороший результат дала и станция «Авиаса» в Донецке, еще раз доказав, что КБ-92 и КБ-95 существуют лишь на бумаге, а в реальности «Укртатнафта» грузит абсолютно честный Евро-3. Отметим, что в ходе зимней проверки качества А-95 на киевских станциях «Привата» («Укрнафта» и ANP), проведенной журналом «А-95» совместно с газетой «Сегодня», бензин оказался также в пределах норм, а по сере и общей ароматике даже несколько лучше, чем у известных конкурентов. Между тем, опорная нефтебаза «Привата» в столичном регионе в Бортничах значится одним из ведущих получателей КБ. 

Среди подвергнутых донецкой проверке обратил на себя внимание молодой оператор по имени «Фьюил Трейд», принадлежащий Вячеславу Зименкову и его партнеру Зауру Абилову — известным на донецком рынке оптовикам. На сегодня партнеры уже сколотили сеть из семи неплохих объектов.

Как рассказал OilNews В. Зименков, в 2007 г. его компания заключила лицензионное соглашение с «Укртатнафтой», планируя полностью завершить ребрендинг сети в сентябре текущего года. Начало неплохое, во всяком случае обе пробы с заправок в Горловке и Донецке уложились в нормативы.

Интересным наблюдением по итогам донецкого рейда является то, что откровенно бодяжный бензин здесь продается по рыночным ценам. Как можно узнать из таблицы, порой бодяжники торгуют выше коллег с нормальным продуктом.

«У каждого товара есть свой потребитель, в том числе есть он и у тех, кто показал плохой результат исследований», — говорит директор «Параллели» Дмитрий Кулик, которого, похоже, итоги исследования не удивили.

Донецкие трейдеры рассказывают, что предшественник Кулика у руля крупнейшей региональной сети, а ныне нардеп Артем Щербань пробовал радикально бороться с бодяжниками, вплоть до перекрытия въезда на АЗС грузовиками. Судя по тому, что эти заправки работают до сих пор, эффект этих отчаянных вылазок был локальным. «Регион непростой, много центров влияния, — рассказывает Дмитрий Кулик о местной специфике. — Мы приняли решение воевать не админресурсом или ценами, а агрессивным маркетингом — улучшать качество сети, усиливать бренд Perfekt, работать над сервисом. Пока получается». Недавно компания заявила, что в текущем году закончит перебрендирование сети «Гефест» в «Параллель».

Четыре пробы фирменного бензина у «Шелл», «Фьюил Трейда» и «Параллели» (непосредственно на фирменной АЗС в Мариуполе и на непостороннем «Донбасснефтепродукте» в Донецке) показали соответствие Евро 5 и на фоне «Фатимы» смотрятся как летающая тарелка. Снова обратим внимание на ценовую сторону, так как не перестаешь удивляться настойчивости всемирно известного бренда. Если в Киеве, где на станциях «Шелл» стоят очереди из «Порше» и «Мерседесов», 9,25 грн/л за V-Power еще как-то можно понять, то аналогичная стоимость в Донецке с отставанием от местного лидера в лице «Параллели» с раскрученным в регионе брендом Perfekt более чем на гривну смотрится крайне уныло и бесперспективно. Но, как говорится, жираф большой, ему видней…

Наказать нельзя, информировать

По мнению Сергея Куюна, издателя журнала «А-95», который обеспечил финансирование лабораторных анализов в «Испытательном центр ГСМ» при Национальном транспортном университете (г. Киев), катастрофическая ситуация с качеством в Донецкой области во многом обусловлена структурой местного рынка. «В западных областях страны фактически не осталось мелких игроков, а крупные ожесточенно конкурируют, в том числе и по качеству продукта», — полагает эксперт. По его словам, Донецк остается лидирующим регионом по концентрации АЗС, а доля пяти крупнейших операторов («Параллель», «Азовнефтепродукт», «Приват», ТНК-ВР и «Аси Ойл») не дотягивает и до 40%. «Регион — индустриальный, большое промышленное потребление. А эта категория не очень требовательна к качеству, больше интересует цена», — продолжает описывать Куюн благоприятную среду идеального обитания бодяжников.

По информации Андрея Пасишника, по итогам донецких проверок Комитет защиты потребителей нефтепродуктов направил донецким властям обращения, приложив документы, фиксирующие донецкие антирекорды — акты отбора проб и результаты их исследований — для соответствующего реагирования. «Закон не дает права общественным организациям обращаться в суд с исками к торговцам фальсификатом, поэтому мы проинформировали общественность и органы власти о выявленных случаях, так как имеем основания считать, что обнаруженные нарушения имеют системный, хронический характер», — рассказывает Пасишник, обещая отслеживать передвижения обращений по чиновничьим кабинетам. Он также говорит, что Комитет уже провел встречи с заинтересованными госведомствами, предлагая варианты совместной работы по контролю качества нефтепродуктов. «Законодательство в области контроля качества топлива крайне несовершенно, ГОСТы устарели, многих чиновников отпугивает возможная ответственность», — делится глава комитета, считая, что участие в проверках представителей органов власти усилило бы эффект начатого дела.

Не исключает Комитет и совместной работы с участниками рынка нефтепродуктов. «В вопросе качества топлива лишнего контроля, мне кажется, быть не может, — уверен А. Пасишник. — Если кто-то торгует неизвестно чем, и это правильно задокументировано, то не имеет смысла, за чьи деньги сделаны эти пробы».

Вместо послесловия

«Девушка, а теперь понюхайте вот в этой колбе, это евробензин, Евро-5. Поверьте, после „Фатимы“ это почти французский парфюм», — одетый в белый лабораторный халат Гольченко не отпускал донецкую журналистку, пытавшуюся выяснить, как потребителю выявить бодягу…

После пресс-конференции Эдуард Гольченко с багажом колб с пробами донецкого бензина сядет в черный автомобиль, изрядно нагревшийся на солнце за время ожидания. Жаркий выдался тогда денек…

  • Главная страница
  • Карта сайта
  • Обратная связь