Донецкий кошмар


Украина: Печатная пресса: А-95

Недавняя проверка качества бензина А-95 в Донецкой области еще раз показала, что автомобилисты в нашей стране оставлены один на один с многочисленными бодяжниками и их продукцией. Обнаруженные в Донецке экземпляры «бензина» заставили ужаснуться даже видавших виды экспертов.

Бросить вызов бодяге на донецких АЗС решил новосозданный Комитет защиты потребителей нефтепродуктов (КЗПН).

«Даже точечное прикосновение к теме показало, что жалобы на топливо в Донецке являются одними из самых многочисленных в стране, поэтому свой первый рейд мы решили провести в столице угольного края», — рассказал А95 президент комитета Андрей Пасишник. Почему государство не может взять на себя ответственность за контроль качества топлива на АЗС — вопрос, относящийся к категории риторических. Оно не «не может», оно — не хочет. И захочет ли — неизвестно. Поэтому потребители решили — сами.

Отбор топлива: как это было

КЗПН отобрал пробы топлива на 20 АЗС, расположенных в Донецке и области. Для того чтобы качество продаваемого в розницу топлива соответствовало своему реальному уровню, а не стало вдруг образцово-показательным на момент закупки, о дате своего визита сотрудники комитета, естественно, никому не сообщали. Обезличенные образцы «95-го» затем отослали в «Испытательный центр горюче-смазочных материалов» при Национальном транспортном университете с просьбой сохранить арбитражные пробы.

Первые впечатления

Обнаруженные результаты потрясли даже много чего повидавших на своем веку технических экспертов комитета. «За все время своей трудовой деятельности, а я уже более 30 лет профессионально занимаюсь контролем качества нефтепродуктов, подобного засилья бодяги я еще не встречал, — не скрывает своих эмоций Эдуард Гольченко, главный специалист по качеству Комитета защиты потребителей нефтепродуктов. — Каждая третья проба не то чтобы по каким-то параметрам не вписывалась в государственные стандарты, а у меня сложилось впечатление, что люди, продающие этот „эрзац“, даже приблизительно не знают, каким должен быть качественный бензин. А если знают — тогда это еще страшней».

Характеристики бензина

Основными качественными характеристиками бензина являются: октановое число, содержание серы, бензола и массовая часть ароматических углеводородов. Даже с октановым числом (наиболее легко доводимым в полевых условиях до идеала параметром) у четырех проверенных АЗС (см. таблицу) дела обстоят хуже некуда. На некоторых заправках (см. таблицу) октановое число оказалось ниже нормы более чем на четыре единицы! Мало того, что в этом случае резко падает мощность и приемистость двигателя, пониженное октановое число ведет еще и к огромному перерасходу топлива. С запасом прочности по этому показателю потребителям продавали только «Перфект» у «Параллели-М» и «Донбасснефтепродукта», «А-95 Евро» — у «Фьюил Маркет» и V-Power — у Shell.

Европейские требования к содержанию серы в автомобильных топливах с каждым новым поколением специализированных стандартов становятся все жестче и жестче. Ведь чем больше серы в топливе, тем интенсивнее образуется нагар, хуже работают форсунки, быстрее умирают катализаторы. В тридцать девять раз больше нормы! — именно такое превышение содержания серы было обнаружено в некоторых донецких образцах «Испытательным центром горюче-смазочных материалов». Разница между худшим и лучшим донецким топливом составила астрономические 590 раз!

Во-первых, чем больше в топливе бензола, тем выше его канцерогенное (вызывающее возникновение злокачественных опухолей) влияние; во-вторых, — тем меньше держится смазывающая пленка на поверхности цилиндров. Поэтому содержание бензола в топливе ограничивают 1%. Но не в Донецке. В «лучших» местных образцах (см. таблицу) его оказалось от 9,9% до 43,3%. Эксплуатация авто на подобном топливе недопустима не только с точки зрения общей заботы об окружающей среде, она лично опасна для здоровья автовладельца. Увеличение содержания в бензине ароматических углеводородов приводит к еще большему росту токсичности выхлопа, при этом в камере сгорания интенсивно образуется нагар, затрудняющий работу двигателя.

Цены и качество

Евротопливо. Весь проверенный в Донецке «именной» бензин специалисты не зря называют премиальным. По словам Андрея Пасишника, все «брендовое» топливо в Донецке — это твердое Евро-5. Правда, полученные лабораторией результаты не обнаружили однозначного соответствия качества продаваемого в Донецке премиального бензина и его цены. Эксклюзивный V-Power на АЗС Shell стоит на гривну дороже «А-95 Евро» у «Фьюил Маркет» или «Перфек-та» у «Параллели-М» и «Донбасснефтепродукта». В то же время значимых потребительских отличий между этими бензинами эксперты не выявили.

Украинское топливо. Что касается качества топлива средней и низшей ценовых категорий, то в регионе с этим полная неразбериха. Очень часто жутчайшая бодяга (эксперты наотрез отказываются называть эту жидкость бензином) продается дороже, чем полноценный украинский бензин. Из чего ее делают, в ходе стандартных исследований эксперты так и не смогли определить. Но в любом случае жидкость, почти наполовину состоящая из серы и бензина, — однозначно яд, как для авто, так и для его владельца.

Итоги

К сожалению, отвратительное качество топлива в донецком регионе пока является проблемой исключительно самих автовладельцев и руководства тех АЗС, которые пытаются противопоставить засилью бодяги качественный бензин. Но перспектива улучшения ситуации есть. Вячеслав Зименков, совладелец молодой донецкой сети «Фьюил Маркет», показавшей соответствие нормам как по обычному, так и по «премиальному» топливу (см. таблицу), считает, что будущего у «бодяги» все же нет. «Если не государство, то сам рынок скоро избавится от этого пережитка», — говорит Вячеслав. Судя по реакции призванного защищать права потребителей Госпотребстандарта, точнее — по полному ее отсутствию, помощи от каких-либо государственных органов и в самом деле ждать не приходится.

«Мы приняли решение не тратить силы на конкуренцию с подобными продавцами, так как победить в этой борьбе невозможно», — говорит Дмитрий Кулик, директор компании «Параллель», курирующей поставки на АЗС под марками «Параллель», «Гефест», «Донбасснефтепродукт». По его словам, выгоднее вкладывать силы и деньги в закупки хорошего топлива, укрепление торговой марки и наращивание сервиса. И как показывает мировая практика, это действительно так. Отличный бензин, качественный сервис плюс уверенность потребителей в том, что именно таким образом дела на АЗС будут обстоять и завтра, — это единственный способ остаться в этом бизнесе надолго.

www.a95.com.ua

  • Главная страница
  • Карта сайта
  • Обратная связь